
В настоящее время, вряд ли найдется ребёнок дошкольного возраста, который не держал в руках монетку. Бесспорно, многие дети знают, что такое деньги. Но проблема в том, что они растут без навыков обращения с ними. А ведь кто-то должен преподать им науку правильного отношения к деньгам. К сожалению, наука денег, это та наука, которой взрослые в отношении с ребенком очень часто пренебрегают. То ли родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах. Не знают, как и с чего начать говорить о них в силу возрастных особенностей ребенка. То ли не считают, что это важно. Но именно на родителях лежит ответственность — научить ребенка быть финансово грамотным. Почему? Да потому что только в семье можно получить столь бесценный опыт.
Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит:
- рассказывать, откуда берутся деньги, как попадают к нам в карманы, что они не приходят ниоткуда и не даются просто так;
- разъяснять, что деньги необходимы для того, чтобы что-то купить и не только;
- учить его понимать ценность денег, что к деньгам нужно относиться уважительно и бережно;
- учить экономить деньги;
- принимать решение — потратить деньги сейчас или сохранить их «на мечту»;
- распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды;
- учить контролировать свои желания, объяснять, что желания должны соизмеряться с возможностями, а потребности отличаются от просто «хочу»; и т.п.
Как бы абсурдно это не звучало, но именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые так необходимы для становления финансово грамотного человека. В дошкольном возрасте можно познакомить ребенка с самой концепцией денег — то есть, дать ребенку понимание «Что такое деньги?», «Где их взять?» и «Зачем нужны деньги?». Можно побеседовать с ними о значении различных монет и бумажных денег. Рассказать им о том, что деньги используются для того, чтобы покупать вещи. А расходы могут быть «умными» и «неумными», «полезными» и «бесполезными».
Самым простым и доступным способом преподавания концепции денег для детей дошкольного возраста является игра. Для детей дошкольного возраста очень интересны сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Кафе», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Детский мир».
Но не только в игре, а и в реальной жизни дети также могут участвовать в принятии финансовых решений, например, помочь с походом в продуктовый магазин. В этом возрасте можно познакомить ребенка с понятием «копилка». Во время разговора с ребенком о деньгах стоит обязательно прибегнуть к реальным жизненным ситуациям и примерам, которые помогут понять все на практике. Они будут учиться не только со слов, но и через свои действия. Вот несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах:
- Когда он получает подарок деньгами.
Например, от бабушек или дедушек, что происходит довольно часто. Родители могут помочь ребенку принять решение — потратить деньги сейчас, например, на сладости и «хотелки», или сохранить, отложить их для последующих покупок, например, велосипед, о котором он так мечтает.
- Когда взрослые пользуются банкоматом.
Некоторые дети думают, что банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги. Родителям нужно поговорить с детьми о том, что такое банкомат и как он работает.
- В магазине.
Поход по магазинам — это идеальная возможность объяснить ему, что различные вещи стоят различные суммы. Можно даже попросить ребенка помочь сравнить цены и найти вариант подешевле.
- Оплата счетов и квитанций — например, можно рассказать о том, что нужно выключать свет, когда в нем нет необходимости. Или открывать кран тоненькой струйкой, так как это приводит к экономии денег, которые можно потратить во время семейного отпуска.
Финансовые отношения отчётливо прослеживаются в сказках и мультфильмах:
1. Сказка о рыбаке и рыбке. (А.С. Пушкин);
2. Муха-Цокотуха. (К. Чуковский);
3. Бобовое зёрнышко (русская народная сказка);
4. Лиса и тетерев (русская народная сказка);
5. Лёгкий хлеб (мультфильм, 1987);
6. Цикл мультфильмов о приключениях в Простоквашино.
7. Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»
8. Серии мультфильмов «Фиксики»:
— Деньги;
— Копилка;
— Как делают деньги.
9. «Богатый бобрёнок»
10. «Азбука денег. Уроки тётушки Совы».
Приобщая детей к экономике и обучая финансовой грамотности ребенка в семье – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.
Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство». Так давайте поможем детям овладеть искусством управления деньгами.
Финансового благополучия вам и вашим детям!